Мониторинг изменений за период 22.04.24 - 28.04.24


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 22.04.2024 - 28.04.2024 г.

 

Подписка     Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Упрощен порядок подтверждения нулевой ставки НДС в отношении услуг, связанных с перевозкой товаров в рамках международных договоров

Исключено требование о наличии на перевозочных документах отметки таможенных органов для применения ставки НДС 0 процентов в отношении транспортно-экспедиционных услуг, а также услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, предусмотренных подпунктом 27 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Скорректирован перечень документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки НДС при реализации указанных выше услуг, а также услуг по международной перевозке товаров.
В частности, устанавливается порядок представления в электронной форме реестра сведений из перевозочных документов, дополненного соответствующими показателями, взамен представления копий документов с отметками таможенных органов.
Также уточняется порядок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС 0 процентов и налоговых вычетов при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.8, 2.10, 3, 3.1, 4, 4.1, 4.2, 4.3, 9, 9.1, 9.3, 12 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
(Федеральный закон от 22.04.2024 N 92-ФЗ "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 22.04.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/84494.html

Расширен перечень случаев освобождения от уплаты госпошлины

От уплаты госпошлины при регистрации права собственности в органах Росреестра освобождены наследники недвижимого имущества участников СВО, погибших либо умерших от полученного увечья в случаях, указанных в абзаце третьем пункта 5 статьи 333.38 НК РФ.
Также предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании имущества лиц, погибших (умерших) вследствие обстрелов, взрывов и (или) разрушений со стороны Украины и (или) террористических актов.
Актуализированы положения НК РФ, предусматривающие льготы по уплате госпошлины, в связи с изданием Указа Президента РФ от 4 января 2024 года N 11 по вопросам приема в гражданство РФ в упрощенном порядке.
(Федеральный закон от 22.04.2024 N 88-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333.35 и 333.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 22.04.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/84491.html

Подписан закон о новой маркировке табачных изделий и снижении темпов повышения акцизов на игристые вина

С 1 мая 2024 года ставка акциза на игристые вина, включая российское шампанское, составит не 141 руб., а 119 руб. за 1 литр; в 2025 году - 124 руб. за 1 литр (ранее 147 руб.); в 2026 году - 129 руб. за 1 литр (ранее 153 руб.).
Кроме того, в отношении крепленого (ликерного) вина и крепленого вина наливом в качестве единицы измерения налоговой базы устанавливается 1 литр продукции вместо 1 литра безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. При этом ставка акциза на данную продукцию с 1 мая по 31 декабря 2024 года составит 141 рубль за литр, в 2025 году - 147 рублей, в 2026 году - 153 рубля.
Вводятся повышающие коэффициенты для определения налогового вычета по акцизам для случаев приобретения виноматериалов, произведенных российским лицом.
В рамках перехода на "цифровой акциз" законом предусматривается использование для маркировки табачной продукции (изделий) учетно-контрольных специальных марок, а также устанавливается приоритетное применение данных информационной системы мониторинга при определении налоговой базы по указанным подакцизным товарам.
Кроме того, законом введен коэффициент Кдрм, применяемый для исчисления НДПИ при добыче полезного ископаемого, указанного в подпункте 13 пункта 2 статьи 337 НК РФ (полупродукты, содержащие в себе один или несколько драгоценных металлов), на участке недр, лицензия на пользование которым выдана за налоговый период, начало которого приходится на период с 1 июня по 31 декабря 2024 года включительно.
Также урегулированы некоторые вопросы, связанные с применением новых положений настоящего закона.
(Федеральный закон от 22.04.2024 N 96-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 23.04.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/84499.html

Отдельные сведения об организации, размещаемые на сайте ФНС в форме открытых данных, теперь будут находиться в открытом доступе не менее одного месяца

До внесения изменений сведения, указанные в пункте 1.1 статьи 102 НК РФ, были доступны не менее года, следующего за днем их размещения на сайте ФНС России.
(Приказ ФНС России от 18.03.2024 N ЕД-7-14/212@ "О внесении изменения в приложение к Приказу Федеральной налоговой службы от 29 декабря 2016 года N ММВ-7-14/729@", зарегистрировано в Минюсте России 19.04.2024 N 77931)
Источник: КонсультантПлюс, 20.04.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/84461.html

СТАТИСТИКА

Обновлена форма федерального статистического наблюдения N 1-маркетплейс (краткая) "Сведения о деятельности маркетплейсов"

Признается утратившим силу Приказ Росстата от 18 сентября 2023 г. N 444, которым утверждена аналогичная форма.
(Приказ Росстата от 24.04.2024 N 163 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за организациями-маркетплейсами")
Источник: КонсультантПлюс, 26.04.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/84537.html

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

В Трудовом кодексе уточнили порядок оплаты сверхурочной работы

Согласно закону сверхурочная работа должна оплачиваться исходя из зарплаты с учетом компенсационных и стимулирующих выплат.
Сохранены минимальные размеры оплаты переработанных часов (за первые 2 часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере), а также возможность заменить повышенную оплату на дополнительное время отдыха.
Если локальным нормативным актом или трудовым договором предусматривается оплата сверхурочной работы в более высоком размере, положения настоящего закона не являются основанием для пересмотра работодателем ранее установленных условий.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
(Федеральный закон от 22.04.2024 N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 152 Трудового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 23.04.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/84500.html

Банк России вновь оставил ключевую ставку на уровне 16,00% годовых

Сообщается, что устойчивое инфляционное давление уменьшилось, но остается высоким из-за активного роста внутреннего спроса. Инфляционные ожидания демонстрируют разнонаправленную динамику, но в целом остаются на повышенных уровнях.
Возвращение инфляции к цели и ее дальнейшая стабилизация вблизи 4% предполагают более продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике, чем прогнозировалось ранее.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 7 июня 2024 года.
(Информация Банка России от 26.04.2024 "Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 16,00% годовых")
Источник: КонсультантПлюс, 26.04.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/84545.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Фирма оплачивает сотруднику обеды в кафе: безвозмездной реализации в целях НДС не возникает

Налоговая провела камеральную проверку декларации по НДС организации за 2 квартал 2021 года. Было обнаружено, что организация оплачивала обеды одному из работников. Стоимость данного питания в целом за квартал составила 19,5 тысяч рублей, в том числе НДС 3250 рублей. Данную сумму НДС налоговики исключили из вычетов, таким образом уменьшив налог, подлежащий возмещению из бюджета.
По этому поводу организация обратилась в суд, причём, суд дал оценку не только возможности лишения вычетов, но и перспективе начисления НДС как с безвозмездной реализации. Собственно, такой исходящий НДС организация также не исчисляла. Однако в материалах дела нет упоминания о том, что его доначислили в ходе проверки.
Судьи сочли важными следующие обстоятельства. Возможность оплаты питания для сотрудников в организациях общепита была предусмотрена правилами внутреннего трудового распорядка фирмы. Кроме того, трудовой договор с заместителем генерального директора также содержал условие о том, что по желанию работника работодатель обеспечивает его бесплатными обедами стоимостью до 400 рублей за один обед в организациях общественного питания, с которыми у фирмы заключены договоры.
Такой договор имелся с одним из кафе. По условиям договора исполнитель, то есть, организация общественного питания обязуется организовать обеды сотрудников фирмы (заказчика) в помещении кафе. Также договором предусмотрено, что список сотрудников согласовывается сторонами в приложении к договору. Фактически согласован один сотрудник - упомянутый зам гендиректора.
Доход, полученный данным сотрудником в натуральной форме, облагался НДФЛ и был зафиксирован в отчётности по НДФЛ. В трудовом договоре было указано, что питанием работник обеспечивается в целях повышения производительности труда, а также ради добросовестного отношения к труду. Суды также подчеркнули, что работник получал питание в соответствии со спецификой и характером работы с целью создания надлежащих условий труда. Такого рода довольствие, вытекающее из условий ПВТР и трудового договора, связанное с исполнением работником трудовых обязанностей, не является безвозмездной передачей услуг общественного питания. От реализации таких услуг истец не получал никакой экономической выгоды в денежной или в натуральной форме. То есть, объекта обложения НДС в данном случае не возникает, решили суды.
При этом организация питания работника непосредственно связана с производственной деятельностью компании, соответственно, ею выполнены все условия для применения налоговых вычетов. У налогового органа отсутствовали основания для уменьшения суммы заявленного к возмещению НДС, указали суды. Таким образом, решение инспекции было отменено в трёх инстанциях.
(Кассация Ф10-416/2024 по делу А36-1861/2023)
Источник: Audit-it.ru, 27.04.2024, https://www.audit-it.ru/news/account/1101501.html

При наличии облагаемых и необлагаемых НДС операций вычет по ОС можно заявить в течение 3 лет

Организация приобрела автомобиль Lexus LX 570 стоимостью 6,5 млн рублей в третьем квартале 2019 года. Фирма предъявила к вычету НДС, уплаченный при приобретении данного автомобиля, в размере 1 млн с лишним рублей в полном объёме в третьем квартале 2022 года. Налоговики в таком вычете полностью отказали, доначислив НДС, отказав в его возмещении, начислив также организации пени и штраф. Оспаривать данное решение организация отправилась в суд.
Там выяснилось, что организация производила как облагаемые НДС операции, так и не облагаемые, а автомобиль использовался в деятельности фирмы как таковой. Соответственно, НДС к вычету принят может быть в доле, соответствующей объёму облагаемых НДС операций. В частности, доля необлагаемых операций составила 64,8%, а облагаемых, соответственно 35,2%. В расчет был взят период приобретения автомобиля - 3 квартал 2019 года. В результате суд первой инстанции постановил отменить решение налоговиков только в части, позволив налогоплательщику принять 35,2% вычета.
Когда налоговики направились обжаловать решение суда первой инстанции, они заявили, что не доказано, что автомобиль вообще используется в деятельности налогоплательщика. К тому же, налоговики заявили, что организация, вопреки требованиям Налогового кодекса, не вела раздельного учета облагаемых и необлагаемых НДС операций, что лишает её права на применение вычета в силу прямого запрета, установленного НК, на случай наличия необлагаемых операций и отсутствия раздельного учета.
Насчёт доказательств использования данного основного средства в деятельности суды указали, что налоговики не воспользовались своим правом на запрос подтверждающих документов, таким образом, пренебрегли своей обязанностью выяснить действительный размер налоговых обязательств. В итоге налоговые органы не вправе ссылаться на отсутствие каких-либо доказательств в этой части.
Что касается отсутствия раздельного учета, то суды не согласились в этом вопросе с налоговиками, поскольку в налоговой декларации облагаемые и необлагаемые операции приводятся, как и положено, в разных разделах, и вполне можно определить необходимую пропорцию. То есть, суды решили, что сведений из налоговой декларации вполне достаточно для вывода о наличии раздельного учета.
Также налоговики настаивали, что вычет в случае наличия как облагаемых, так и необлагаемых операций должен быть заявлен в периоде приобретения основного средства, и налогоплательщик не имеет права заявлять вычет в течение трёхлетнего срока. Данный срок, по мнению налогового органа, предоставлен только для тех, кто использует ОС исключительно в облагаемых НДС операциях. В данном же случае налоговики уже не смогут проверить правильность указания стоимости облагаемых и не облагаемых операций, имевших место в 2019 году.
По этому поводу суды указали на неправоту налогового органа, отметив, что отказ налоговиков от проверки сведений трехлетней давности не может лишить налогоплательщика права на вычет. Озвученных условий НК не установлено. Толкование норм Налогового кодекса, предложенное инспекторами, фактически создаёт необоснованные ограничения для реализации права на получение вычета по признаку видов деятельности, которыми налогоплательщик занимается. Это нарушает основополагающие принципы налогообложения (в частности, справедливость), носит дискриминационный характер, вводит необоснованные и несправедливые различия и ставит одни категории налогоплательщиков в худшее по отношению к другим положение.
К тому же, получение вычета в более позднем периоде не ущемляет интересы бюджета. Решение суда первой инстанции устояло в апелляции и кассации.
Не совпадают мнения судов и фискальных органов также и по вопросу о том, можно ли "размазать" на три года вычет по ОС, в том числе, при наличии одного счета-фактуры. Минфин считает, что пункт 1 статьи 172 НК устанавливает требование о принятии к вычету НДС по ОС в полном объеме единовременно после принятия ОС на учет. Суды считают, что "в полном объеме" означает отсутствие ограничений по сумме, а не однократность заявления вычета. Так что, вычет по ОС по одному счету-фактуре возможен и частями в течение трех лет.
(Ф09-9117/2023 по делу А50-6565/2023)
Источник: Audit-it.ru, 24.04.2024, https://www.audit-it.ru/news/account/1101214.html

Выходное пособие указано только в допсоглашении к трудовому договору - платить надо

В организации был утверждён новый колдоговор, в котором не была предусмотрена выплата компенсации при увольнении, в частности - при увольнении по соглашению сторон. В этой связи с начальником отдела снабжения было заключено допсоглашение к его трудовому договору о том, что в случае увольнения по инициативе работодателя либо по соглашению сторон данному сотруднику выплачивается компенсация в размере трёх окладов.
Однако, когда через два года данный сотрудник был уволен по соглашению сторон, никакой такой компенсации ему не выплатили. Он получил только окончательный расчёт и компенсацию за неиспользованный отпуск.
Тогда экс-работник обратился в суд, где выиграл в первой инстанции, которая сочла, что положение трудового договора с учётом допсоглашения являются в данном случае приоритетными. Тем более, что никаких злоупотреблений со стороны работника не выявлено.
В апелляции повезло работодателю: там указали, что колдоговором подобных компенсаций не установлено, нет упоминания о такой выплате и в соглашении об увольнении. Кроме того, судьи решили, что директор сам по себе не уполномочен устанавливать такие компенсации при увольнении работников.
В кассации фортуна опять повернулась лицом к уволенному работнику. Как говорится, договор есть договор. Если такие условия в трудовой договор включены, их надо соблюдать. Даже если выплата пособия не отвечает критериям разумности и обоснованности, бремя неблагоприятных последствий включения таких условий в трудовой договор должен нести исключительно руководитель юрлица.
Работник же, как правило, не обладает и не может обладать объективной информацией о финансовом состоянии работодателя, не имеет реальной возможности настаивать на условии о выплате выходного пособия, влиять на размер этого пособия, что исключает возможность какого-либо злоупотребления правом с его стороны.
Односторонний отказ работодателя от исполнения добровольно принятого им на себя обязательства приводит к тому, что работник лишается средств, на получение которых он правомерно рассчитывал. Тем самым на работника перекладывается риск неблагоприятных последствий, связанных с поведением должностного лица работодателя.
Если условия трудового договора или соглашения о его расторжении, предусматривающие выплату работнику выходного пособия при увольнении по соглашению сторон, не противоречат закону (не нарушают установленный для отдельных категорий работников запрет), то суд не имеет права отказать работнику во взыскании с работодателя такого пособия, указали в кассации. Требования работника удовлетворены.
Летом прошлого года Конституционный суд защитил права работников в подобных ситуациях, указав, что не допускается произвольный отказ работодателя от исполнения любого условия трудового договора, даже если соответствующая обязанность прямо не предусмотрена законодательством. И даже если руководитель, который действовал в момент заключения трудового договора, не соблюдал интересы организации, это не влечёт недействительность трудового договора ни полностью, ни в части, указал КС. До этого судебная практика, в основном, помогала работодателям, правда, в случае несоразмерно высоких "отвальных" (например, 6 зарплат). Или - в случае миллионного "парашюта".
(Определение 1КСОЮ от 12 февраля 2024 года N 88-4839/2024)
Источник: Audit-it.ru, 25.04.2024, https://www.audit-it.ru/news/personnel/1101363.html

Суд напомнил условия включения работ во "вредный" стаж по первому списку

Гражданину отказали в досрочной страховой пенсии по старости, поскольку в специальный стаж не вошли периоды работы в горной отрасли. Сведения индивидуального персонифицированного учета (ИПУ), также справка работодателя подтверждают выполнение работ, дающих право на досрочную пенсию по Списку № 2.
Но суды удовлетворили иск гражданина. Они сослались на письмо регионального Минтруда, подтверждающее занятость истца на глубине 150 метров и ниже в спорные периоды. Такие работы включены в Список № 1.
Кассационный суд вернул дело в первую инстанцию.
Суды не обосновали, почему не учтены сведения ИПУ и справка работодателя. Не подтверждено, что спорные работы выполнялись в течение полного рабочего дня (не менее 80%). Не дана оценка путевым листам, из которых следует, что истец работал не только в забое, но и на отвале, складе. Не учтено, что в спорные периоды истцу предоставляли как дополнительный отпуск за работу во вредных и опасных условиях труда, так и в части периодов - за работу на глубине (в разрезе).
(Определение СК ГД Восьмого КСОЮ от 13 февраля 2024 г. по делу № 8Г-29170/2023)
Источник: ГАРАНТ, 23.04.2024, https://www.garant.ru/news/1708001/

ПРОЧЕЕ

ФНС напоминает, что с 1 мая вводятся новые форматы дорожной карты и плана-графика для подготовки организации к переходу на расширенное информационное взаимодействие с налоговым органом

Соответствующее письмо ФНС России от 13.03.2024 N СД-4-23/2854@, актуальные версии форм и XML-форматов плана-графика и дорожной карты, а также xsd-схемы к ним размещены на официальном сайте в разделе "Документы".
Таким образом, представлять дорожную карту по подготовке к переходу на налоговый мониторинг с 2025 года необходимо уже по новой форме. В частности, в обновленном документе теперь есть возможность указать, что пакет акций организации принадлежит государству напрямую или косвенно; организация является участником СЗПК, промышленного кластера, государственным или муниципальным учреждением, резидентом ТОР, свободного порта Владивосток или Арктической зоны, особой экономической зоны. Если у организации несколько признаков участия, указываются все.
Организация представляет документы в налоговый орган по месту своего нахождения или месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика до 1 июля года, предшествующего переходу. План-график необходимо представлять в отношении зависимых (дочерних) организаций в случае принятия решения об их переходе на налоговый мониторинг.
Дорожная карта должна содержать порядок подготовки и обсуждения с налоговым органом регламента информационного взаимодействия, информации об организации системы внутреннего контроля, рисках и контрольных процедурах, сроков демонстрации и проведения тестирования информационного взаимодействия с налоговым органом, сроков подготовки и представления документов. Организация обязана представить дорожную карту, если на нее распространяются директивы Правительства РФ от 13.12.2019 N11528п-П13.
Письмо ФНС России от 01.06.2021 N СД-4-23/7614@ отменяется с 01.05.2024.
(Информация ФНС России "Документы по подготовке к переходу на налоговый мониторинг необходимо представлять по новой форме")
Источник: КонсультантПлюс, 22.04.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/84486.html

ФНС доведена директива об организации работы по проведению контрольных мероприятий по применению ККТ в 2024 году

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 предусматривается возможность проведения в 2024 году внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (в виде документарной и выездной проверки), а также КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования, а в случае выявления нарушений - незамедлительного проведения контрольной закупки.
В письме сообщается, в частности:
- о проведении профилактических мероприятий в форме профилактического визита либо объявления предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований;
- об отборе налогоплательщиков для проведения КНМ;
- о требованиях к контролю за исполнением предписаний об устранении выявленного нарушения;
- о проведении контрольных закупок;
- о контроле при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;
- о порядке действий налоговых органов при неработоспособности ЕРКНМ.
В связи с изданием настоящей директивы отменяются: директива ФНС России от 05.05.2023 N Д-5-20/32@; письмо ФНС России от 31.01.2024 N 20-3-03/0050@.
(Письмо ФНС России от 11.04.2024 N Д-5-20/55@ "Об организации и проведении контрольных мероприятий за применением контрольно-кассовой техники в 2024 году")
Источник: КонсультантПлюс, 27.04.2024, https://www.consultant.ru/law/review/208997451.html

Минфин сообщил, сколько времени нужно хранить документы при переносе убытков

Организация воспользовалась правом переноса полученных убытков на будущие налоговые периоды. Сколько времени надо хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка? На этот вопрос специалисты Минфина ответили в своем недавнем письме.
Как известно, организация на ОСНО, получившая убыток в предыдущем налоговом периоде (периодах), вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль текущего периода. Перенести на будущее можно всю сумму полученного ранее убытка или ее часть. При этом в отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2026 года действует ограничение при списании полученных ранее убытков. Уменьшить налоговую базу за текущий период можно не более чем на 50%. Так гласит пункт 2.1 статьи 283 НК РФ.
По общему правилу, налогоплательщики обязаны хранить данные бухгалтерского и налогового учета, а также документы, подтверждающие доходы и расходы, в течение пяти лет. Об этом сказано в подпункте 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
Однако при переносе убытков на будущее действует специальное правило. Документы, подтверждающие объем понесенного убытка, следует хранить в течение всего срока, когда налогоплательщик уменьшает налоговую базу текущего периода на суммы ранее полученных убытков (п. 4 ст. 283 НК РФ). Данный срок не зависит от того, осуществляла ли инспекция выездные проверки налогоплательщика за периоды получения убытков. Добавим, что сроки хранения подтверждающих документов нужно закрепить в учетной политике.
(Письмо Минфина России от 25.03.24 № 03-03-06/2/26403)
Источник: Бухонлайн, 24.04.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/4/21311_minfin-soobshhil-skolko-vremeni-nuzhno-xranit-dokumenty-pri-perenose-ubytkov

ФНС даны разъяснения по вопросу уплаты страховых взносов пенсионерами новых территорий, занимающимися частной практикой

На основании Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и пункта 1.4 статьи 430 НК РФ из числа плательщиков страховых взносов на ОПС исключены лица, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ N 4468-1 (военные пенсионеры) и не вступившие добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (ОПС).
В целях прекращения обязанности по уплате страховых взносов необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства с заявлением по рекомендуемой форме (КНД 1150118) с представлением копии пенсионного удостоверения и документа, подтверждающего реализацию пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством РФ.
(Письмо ФНС России от 17.04.2024 N БС-4-11/4518@ "О распространении положений пункта 1.4 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации на индивидуальных предпринимателей, адвокатов, медиаторов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов), являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской областей")
Источник: КонсультантПлюс, 22.04.2024, https://www.consultant.ru/law/review/fed/fd2024-04-22.html

Дистанционный работник живет за границей: ФНС сообщила, по какой ставке удерживать НДФЛ

С выплат дистанционным работникам, которые находятся за границей и не являются налоговыми резидентами РФ, нужно удерживать НДФЛ по ставке 13% или 15%. Это касается не только зарплаты, но и иных выплат, причитающих работнику.
Налоговики напоминают: под НДФЛ подпадает доход, полученный налоговыми резидентами как от источников в Российской Федерации, так и от источников за ее пределами, а для физлиц-нерезидентов - только от источников в РФ (ст. 209 НК РФ).
С 2024 года действует следующее правило: вознаграждение и иные выплаты, полученные дистанционным работником от российской компании, - это доход, полученный от источника в РФ (новый подп. 6.2 п. 1 ст. 208 НК РФ). Соответственно, зарплата работников, которые находятся за границей РФ, но продолжают дистанционно работать в российской компании, облагается НДФЛ, даже если они являются нерезидентами. Вознаграждение и иные выплаты, полученные дистанционным работником-нерезидентом, по договору с российским работодателем, облагаются НДФЛ по ставке:
- 13% - если сумма соответствующих доходов с начала года составляет 5 млн руб. или менее;
- 650 тыс. руб. и 15% от дохода, превышающего 5 млн руб., - если сумма соответствующих доходов с начала года составляет более 5 млн руб. (новые редакции п. 3 и п. 3.1 ст. 224 НК РФ).
Как уточняют в ФНС, к иным выплатам, в частности, относятся:
- денежная компенсация при нарушении работодателем установленного срока выплаты зарплаты;
- возмещение расходов, связанных с использованием для работы оборудования, программ и иных средств, принадлежащих работнику или арендованных им. Напомним, что если сотрудник может документально подтвердить указанные расходы, то вся сумма возмещения не облагается НДФЛ. Если же таких документов нет, то налог нужно заплатить в суммы возмещения, превышающей 35 рублей за каждый день дистанционной работы.
(Письмо ФНС России 13.03.24 № ЗГ-2-11/3699@)
Источник: Бухонлайн, 25.04.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/4/21318_distancionnyj-rabotnik-zhivet-za-granicej-fns-soobshhila-po-kakoj-stavke-uderzhivat-ndfl

ФНС сообщает о правомерности представления финансовым управляющим, назначенным в деле о банкротстве гражданина, заявления о гибели (уничтожении) налогооблагаемого имущества

При банкротстве физлица его гражданская дееспособность ограничивается, в частности он не вправе распоряжаться имуществом, подлежащим включению в конкурсную массу.
В таких условиях финансовый управляющий фактически становится законным представителем этого физического лица.
При обнаружении факта гибели или уничтожения принадлежащего гражданину-должнику имущества, являющегося объектом налогообложения, представление в налоговый орган заявления осуществляется финансовым управляющим в качестве законного представителя гражданина-должника.
(Письмо ФНС России от 18.04.2024 N БС-4-21/4556@ "Об основаниях представления финансовым управляющим в налоговый орган заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогам на имущество физических лиц")
Источник: КонсультантПлюс, 19.04.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/84457.html

ФНС сообщила, где взять справки, подтверждающие статус и доходы самозанятого

Самозанятые могут самостоятельно оформить справку, подтверждающую статус плательщика налога на профессиональный доход, и справку, подтверждающую полученные доходы.
С помощью мобильного приложения "Мой налог" и веб-версии мобильного приложения можно сформировать две справки:
- о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профдоход (КНД 1122036);
- о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве плательщика налога на профдоход (КНД 1122035).
Для формирования справок в мобильном приложении "Мой налог" надо выбрать вкладку "Прочее" (в веб-версии - вкладку "Настройку"). Далее выбрать опцию "Справки", указать период, за который требуется сформировать справку, и нажать на кнопку "Получить" (в веб-версии - "Сформировать").
Данные справки могут понадобиться самозанятым для оформления кредита, для подтверждения источника происхождения денежных средств, для оформления пособий, виз, вида на жительство и т.п. Кроме того этими справками можно доказать платежеспособность при заключении сделок с третьими лицами.
При этом в ФНС отмечают, что сформировать справку о сумме уплаченного налога на профессиональный доход не получится - это не предусмотрено положениями Федерального закона от 27.11.18 № 422-ФЗ. Но найти информацию о сумме начисленного и уплаченного налога на профдоход можно. Она отражается в мобильном приложении во вкладке "Налоги" и в веб-версии - во вкладке "Начисления" (опция "Баланс").
(Письмо ФНС России от 26.03.24 № ЗГ-2-20/4621@)
Источник: Бухонлайн, 22.04.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/4/21296_fns-soobshhila-gde-vzyat-spravki-podtverzhdayushhie-status-i-doxody-samozanyatogo

Как оформить перевод мобилизованного при реорганизации работодателя: разъяснения Минтруда

В штате организации числится мобилизованный работник, трудовой договор с которым приостановлен. Планируется присоединить данную организацию к другой. Как в случае реорганизации юрлица оформить перевод мобилизованного работника к новому работодателю? Ответ - в недавнем письме Минтруда.
Авторы письма ссылаются на положения статьи 75 ТК РФ, где указаны правовые последствия для работников в связи с реорганизацией работодателей. В частности, данной статьей установлено, что реорганизация юрлица сама по себе не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. То есть трудовые договоры, заключенные с работниками, продолжают свое действие и после реорганизации (в том числе в форме присоединения).
В Минтруде отмечают, что Трудовой кодекс не содержит норм, которые позволили бы менять условия приостановленного трудового договора с мобилизованным работником. В статье 351.7 ТК РФ сказано, что действие приостановленного трудового договора возобновляется в день выхода работника на работу. Соответственно внести изменения в трудовой договор с мобилизованным работником можно будет в день выхода его на работу.
(Письмо Минтруда России от 25.03.24 № 14-6/ООГ-1628)
Источник: Бухонлайн, 24.04.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/4/21308_kak-oformit-perevod-mobilizovannogo-pri-reorganizacii-rabotodatelya-razyasneniya-mintruda