Надежда Жаворонкова прокомментировала "Известиям" создание платформы обратной связи для бизнеса

14 марта 2024


Власти запустят платформу обратной связи (ПОС) для бизнеса на базе "Госуслуг", заявил "Известиям" замглавы Минэка Мурат Керефов. Пилотный проект сейчас работает в десяти регионах, а со второй половины 2024-го его начнут распространять по всей стране. Механизм позволит предпринимателям оперативно решать вопросы, связанные с инвестициями, льготами и финподдержкой. Обрабатывать обращения будут в региональных госорганах. В бизнес-объединениях рассчитывают, что система "одного окна" упростит и повысит прозрачность взаимодействия с властями - жалобы и вопросы всегда будут попадать по адресу.

Как бизнес может обратиться к властям

Единую систему приема и обработки обращений бизнеса начнут поэтапно внедрять со второй половины 2024 года, а до конца 2025-го ее планируется распространить во всех регионах РФ. Это будет платформа обратной связи на базе "Госуслуг", рассказал "Известиям" замминистра экономического развития Мурат Керефов.

Механизм нужен, чтобы повысить скорость обработки обращений предпринимателей и инвесторов, а также чтобы контролировать качество подготовки ответов, пояснил он.

С прошлого года Минэк совместно с АНО "Диалог Регионы" уже реализуют пилотный проект по развитию механизма обратной связи с бизнесом. По словам Мурата Керефова, сейчас он работает в десяти субъектах: в республиках Мордовия и Саха (Якутия), в Белгородской, Калужской, Орловской, Ростовской, Сахалинской, Тульской и Челябинской областях, а также в Хабаровском крае.

В них уже созданы единые центры обработки обращений предпринимателей на базе местных экономических ведомств, агентств развития или центров управления регионов (ЦУР). Как подчеркнул замглавы Минэка, за основу взята практика Московской области - ЦУР "Бизнес", где проблемы компаний решаются с помощью консультаций или передачи вопросов в профильные органы.

В том случае, если в регионе уже существует своя информационная система по обработке сообщений бизнеса (как, например, ЦУР "Бизнес"), субъекту нужно будет обеспечить ее интеграцию с ПОС, объяснил представитель Минэка.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

Платформа обратной связи (ПОС) - это подсистема "Госуслуг" для подачи обращений в органы власти. Сейчас она работает только для обращений граждан. ПОС нужна, чтобы оперативно решать актуальные проблемы населения. Подать заявление можно и на основном портале госуслуг, и в специальном приложении "Госуслуги. Решаем вместе", а также через сайты госорганов. Действие этой системы теперь планируется расширить на предпринимателей.


Для предпринимателей разработают отдельные формы подачи обращений, которые будут размещаться на отраслевых порталах и сайтах, сказали "Известиям" в пресс-службе Минцифры. Там подтвердили, что ведомство совместно с Минэком готовят механизм обратной связи для бизнеса на базе ПОС.

По словам замминистра экономики, в регионах, где уже работает пилотный проект, бизнес в основном обращался по следующим вопросам:

- получение налоговых льгот;
- подбор земельных участков;
- назначение финансовых мер поддержки для малых и средних предприятий;
- реализация инвестиционных проектов;
- преференциальные режимы.

Как указал Мурат Керефов, развитие системы - это элемент регионального инвестиционного стандарта под руководством первого зампредседателя правительства Андрея Белоусова.

Зачем бизнесу единое окно для взаимодействия с госорганами

Сегодня у каждого органа власти свой способ обратной связи, рассказал гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич. Однако, по его словам, на практике бывают проблемы - например, из-за того что предприниматель обратился не по адресу. Это приводит к лишней трате времени.

Появление единого окна для подачи всех обращений бизнеса сделает обратную связь более эффективной, считает Александр Исаевич. Он добавил, что главное для предпринимателя - чтобы был конкретный результат. Кроме того, цифровизация поможет улучшить деловой климат в РФ и сделать государство ближе к компаниям, уверен Александр Исаевич.

- По закону обращения рассматриваются до 30 дней - это может быть слишком долго в случае неотложных вопросов у бизнеса. Создание единого канала коммуникации с госорганами позволит сократить срок получения ответа, - отметила руководитель департамента правового сопровождения FinExpertiza Надежда Жаворонкова.

Сейчас предприниматели отмечают: некоторые органы власти всё больше закрываются, всё медленнее принимают решения и с недоверием относятся к предложениям бизнеса, добавила эксперт. Последние опросы показывают, что роль официальных каналов при взаимодействии с бизнесом снижается, при этом всё важнее становится неформальное взаимодействие, поделилась Надежда Жаворонкова.

Внедрение платформы обратной связи позволит повысить прозрачность взаимодействия бизнеса с властями, считает вице-президент, руководитель исполкома "Деловой России" Нонна Каграманян. Но, по ее словам, на этапе реализации нужно учесть ряд рисков:

- отчеты не должны стать гонкой за цифрами и показателями, поэтому нужно не только указывать количество поданных обращений, но и анализировать их;

- оценка механизма должна быть прозрачной не только для органов власти, но и для бизнеса;
- предпринимателей нужно информировать о новой системе; если обращений будет мало, это еще не значит, что проблем у бизнеса нет.

По оценкам Корпорации МСП, наиболее частые вопросы у предпринимателей связаны с закупками (долги по оплате, нарушения их прав заказчиками), финансовой поддержкой (кредиты, гарантии, гранты, субсидии) и административным давлением (проверки, исполнительные производства и блокировки счетов, риск банкротства).

В "Деловой России" добавили, что проблемы инвесторов чаще всего связаны с подключением к электросетям, объектам водо- и газоснабжения. Как считает директор по стратегии ИК "Финам" Ярослав Кабаков, внедрение платформы для обращений позволит сократить бюрократические барьеры и повысить эффективность госуправления.

Источник.